Контрактная система сделает закупки плановыми

На пленарном заседании 20 июня депутаты приняли в первом чтении законопроект «О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг», который заменит действующий 94-й федеральный закон о госзакупках.
За последние годы удалось создать единую правовую базу, с помощью которой более 200 тысяч государственных заказчиков размещают заказы на сумму свыше пяти триллионов рублей ежегодно, а несколько сотен тысяч российских компаний имеют возможность получить эти заказы. «Несмотря на огромный положительный шаг вперёд, стали очевидными серьёзные проблемы, — сообщил заместитель министра экономического развития Михаил Осеевский, представлявший законопроект на пленарном заседании. — В первую очередь это узость законодательного регулирования. Действующий закон затрагивает только процедурные вопросы — как размещать, и оставляет за скобками главный вопрос — что мы размещаем, для чего и что получаем в итоге».
Законопроект о федеральной контрактной системе, подготовленный по поручению Президента России, должен создать основу для комплексной реформы в этой сфере и переходу к регулированию полного цикла закупок, включая прогнозирование, планирование, осуществление закупочных процедур, исполнение контрактов, аудит и контроль результатов исполнения госзаказов. Одна из важных новелл заключается в том, что все заказчики обязаны будут составлять трёхлетние планы закупок и вести план-график закупок на текущий финансовый год. В Интернете в открытом доступе станет публиковаться информация о планах, закупок и результатах аудита контрактов, а также обоснование цены контракта, выбор процедуры закупки, изменение или расторжение контракта. Это создаёт возможность для прозрачной ипредсказуемой деятельности государства в области госзакупок. Кроме того, это повысит конкуренцию и будет способствовать более эффективному расходованию бюджетных средств.
Повышение прозрачности госзакупок, приведёт к дополнительной экономии. Если исходить из того, что весь рынок госзакупок оценивается в пять триллионов рублей, то даже один процент экономии составит 50 миллиардов рублей в год. Согласно законопроекту, граждане получат возможность обжаловать действия заказчика и обратиться с иском в суд.
Предусматривается ввести восемь расчётных методов определения заказчиком начальной цены контракта, что будет способствовать объективному учёту особенностей ценообразования для различных видов товаров, работ и услуг. Основным способом выбора исполнителя госзаказа будет открытый одноэтапный конкурс. Электронный аукцион сохранится только для закупок простых, типовых товаров. Также вводится возможность одностороннего расторжения контракта. Сейчас и госзаказчики, и исполнители часто вынуждены годами ждать расторженияконтракта, если контрагент не выполняет своих обязательств.
В случае принятия закона он вступит в силу через год после дня его официального опубликования. До 1 января 2015 года предложено установить переходные положения.
А сейчас нам вместе с избирателями предстоит поработать над этим законопроектом.
Е. Сенаторова
Депутат Государственной Думы